Читать начало статьи
Денег, как водится, не хватает, и ты ждёшь зарплаты или аванса, лелея желание выпить и закусить «как следует». Часто такие возлияния приводят к тому, что просаживаются почти все полученные деньги, и потом приходится ужиматься, экономить, жить в долг, перебиваться у знакомых и родных… Такая жизнь не способствует высокой самооценке. Ты теряешь себя. Успокаивает одно – с твоими друзьями творится то же самое.
Высокие мысли, чистые краски и намерения как-то уходят из твоей жизни, уступая место позывам простым и грязно сформулированным: выпить (забухать), пожрать, трахнуть, оттянуться (то есть забыться). Ты начинаешь с недоверием относиться ко многим вещам, которые тебе раньше казались возвышенными и нормальными. Какой там спорт, какая выставка – сдурел, что ли?!. Семья – тоже отнюдь не главное, только лишняя обуза… Твоё окружение, кстати, пытается тебя вразумить, – родители, подруга или жена, – мол, ты на опасном пути. Ты злишься, ты приводишь им убийственный довод: ты не пьёшь, а выпиваешь, потому что в любой момент можешь бросить («завязать»). Чтобы ты завязал – об этом твои близкие и не мечтают, потому что пьют все вокруг – от соседей до «звёзд» в телевизоре. Они хотят, чтобы ты как-то ограничил своё питьё и выглядел по-человечески. Вот эта их обеспокоенность злит тебя ещё больше (ты вообще теперь всё чаще злишься и срываешься), и ты пьёшь как пил. Ибо – что ещё делать-то?! Не в футбол же играть!.. (Сама мысль о каких-то здоровых способах провести свободное время вызывает недоверие, досаду, а то и смех.)
Пристрастия твои максимально упрощаются. «Левая» водка тоже может быть очень хорошей! Есть ещё хорошие люди, которые стремятся облегчить жизнь другим! – и спирт там хоть куда, и никаких акцизов нет, и торговая наценка у них небольшая… Одним словом, отличная водка! Ты переходишь только на неё.
Потом вдруг тебе перестаёт вести: если раньше даже крепко выпивши тебе удавалось дойти до дома, то теперь вдруг случается что-то ужасное. Вариантов много: тебя сильно избивают, ты теряешь все деньги, ты попадаешь под машину… «Вроде был и не очень пьяный…» – разводишь ты руками. Придя в себя не без помощи родных (заметь, не собутыльников), ты возвращаешься к прежнему образу жизни и через какое-то время вляпываешься в другую историю. Разумеется, ты негодуешь: как же так, что за невезуха, ведь ты – такой классный парень!.. Ты жалуешься своим приятелям и ищешь у них поддержки, как вдруг замечаешь в их глазах пустоту. Ага, им на тебя наплевать!.. И – о тщета, о злоба людская!.. Ты обозляешься и начинаешь считать себя незаслуженно обиженным жизнью. Укрепляет тебя в этом настроении и твоё положение на службе.
Ты вдруг замечаешь, что тебя совершенно не уважают – ни твои друзья, ни коллеги, ни домашние. Авторитет твой равен нулю в глазах соседей. И твоих детей. С твоим мнением не считаются, его не стесняясь игнорируют. Тебе не доверяют ничего серьёзного. Тебя презирают – почти открыто. Хм, с чего бы? Чем ты отличаешься от всех остальных? Да, ты не можешь ничего сделать, довести до конца, но ведь – все пьют!..
Проходит ещё немного времени, и ты понимаешь, что разрушаешься. (Правильнее сказать, саморазрушаешься, – от такого образа жизни, – но мужества упрекнуть себя хватает не всем.) Тебе открывается, что ты упал. Чёрт возьми, ты упал, и тебе нужно подниматься. Сейчас-сейчас, сил что-то нет… Оказывается, подниматься тяжело!.. То, что было в твоей жизни хорошего, отлетело от тебя. Опереться не на что. А вот очередные провалы, от которых не отделаться, становятся настолько страшными и мучительными, что понятие «уцелеть» становится самым насущным. Друзья не спасают от падений – наоборот, чем чаще ты с ними видишься, тем больше вероятность нового срыва. Начинаются «системные сбои». Тебе напрочь изменяет память. Ты плохо помнишь, что было вчера или позавчера, и всё труднее различить в памяти пьяные намерения и реальные поступки. И вот в одно из ужасных похмелий – под мостом ли, в КПЗ или ещё где – ты понимаешь, что гибнешь. Что тебе пора думать о собственном спасении.
Образ жизни изменить очень сложно. Особенно – когда ты слаб, измучен и неуверен в себе. Теперь ты готов признать себя больным и только постепенно понимаешь, насколько силён и коварен твой враг. Ты даже готов лечиться, но ватага чертей с хохотом тащит тебя вниз.
Ты уже боишься самого себя. Стоит выпить одну рюмочку – и бес саморазрушения вселяется в тебя: ну же, выпей ещё! давай! не будь слабаком! Ты судорожно накидываешься на алкоголь и выпиваешь больше, чем когда бы то ни было. Ты напиваешься до бесчувствия, до полумёртвого состояния, до капельницы. Обоссавшегося и заблёванного тебя находят в чужом подъезде, на конечной остановке, на пустыре. При встрече с тобой уже отводят глаза… И ты молишься: господи! только бы не сорваться!..
А как не выпить рюмочку, если вокруг принято выпивать по любому поводу, буквально по любому!.. Аванс, зарплата, огромное количество календарных и профессиональных праздников, день рождения, свадьба, похороны (всё чаще), новоселье, поездка, ремонт, уход в отпуск, повышение по службе, увольнение, удачная покупка, неудачная покупка… Нарубить соседке дров – и то несёт бутылку… Ты боишься этих наползающих бутылок как чёрт ладана.
У тебя уже ничего не держит желудок, ты не можешь согреться, тебя постоянно знобит…
Ты находишь свою жену избитой, и она уверяет, что это сделал ты. Мебель в твоём доме порушена чуть ли не топором, и твои домашние в один голос утверждают, что это твоя работа. После одной из пьянок ты очухиваешься в неком застенке, а циничный тюремщик оказывается врачом-наркологом…
Твои дети боятся и ненавидят тебя. Твоя мать непрестанно плачет и молится, у неё сломан нос. Говорят, тобой.
Тебе неприятно собственное отражение в зеркале. Ты плачешь в минуты раскаяния и просветления. Твои руки забинтованы, на лицо наложены швы… И ты взываешь: ну почему меня никто не предупредил, чем это кончается – канистра пива на лавочке с друзьями, во дворе… Почему никто не спас, не защитил, не оградил?!.
Комментариев нет:
Отправить комментарий